Rambler's Top100

Главная

Рейтинги

Статьи

Статистика

Фотографии

О проекте

Гостевая

Почта

Итоги сезона 2003 года в классе Формула-1.


(6)

     Вот и закончился чемпионат. Наверное, самый интересный за многие последние годы. Закончился не совсем так, как многим бы того хотелось. Однако результат никого не удивил. Жаль было только, что развязка наступила не на последнем этапе, и уже в Америке практически все было решено. Хотя последняя гонка показала, что ни в чем нельзя быть уверенным до пересечения финишной черты.

14 сентября. Монца. "Аутодромо Национале".
Гран-при Италии.

     Очередной перерыв в гонках команды решили занять разборками вне трассы. Руководство "Феррари" обвинило компанию "Мишлен", что та поставляет командам резину не соответствующую регламенту. Разговор дошел даже до того, чтобы дисквалифицировать все команды-клиенты французской компании. Ясно, что в первую очередь итальянцев интересовали "Вильямс" и "МакЛарен".

     Федерация провела соответствующие проверки, и приняла решение запретить эту резину к использованию, но не пересматривать результаты прошедших гран-при. В общем-то, вина производителя заключалась в хитром толковании технического регламента, по которому замер ширины колес, проходил до проведения гонки. Для устранения этого казуса, в регламент были введены дополнительные измерения параметров колес, и после гонки.

     Другим событием перед гран-при стал серьезный разговор в "Феррари", в котором Лука де Монтедземоло устроил настоящий разнос всей команде за предыдущие неудачные выступления. Разговор проходил в очень резком ключе, и все работники команды должны были сделать соответствующие выводы.

     В "Вильямс" возникли проблемы с пилотским составом. Сначала пожар, а потом и серьезная авария вывела из строя Ральфа Шумахера. Он, как и Ральф Фирман, отправился на скамейку запасных, а тест пилот "Вильямс" Марк Жене сразу кинулся в бой.

     Свободные заезды остались за "Феррари", оба пилота заняли первые строчки, но затем другие команды вновь стали наступать на пятки, и в первую очередь Хуан Пабло Монтойя. Колумбиец выигрывает первую квалификацию, также показывает лучшее время утром в субботу. Только в основной квалификации Михаэлю удается показать лучший результат и занять первую стартовую позицию, опередив Монтойю на 0,051 секунды. Рубенс Баррикелло и Кими Райкконен занимают вторую линию старта. Марк Жене, удачно стартует в своем первом гран-при этого сезона, квалифицируется на пятой позиции, а рядом с ним Ярно Трулли. Далее расположились Баттон, Култхард, Панис и Вильнев. Победитель прошлого гран-при, Фернандо Алонсо не удержал машину в первой шикане и в результате оказался на последнем месте стартового поля.

     Старт и первый круг гонки были более интересными, чем все, что последовало потом. Михаэль Шумахер и Хуан Пабло Монтойя боролись уже за чемпионат, поэтому остальных пилотов для них не существовало. Монтойя был готов опередить немца, во что бы то ни стало. Ему почти это удалось, когда в "Родже" он почти вытеснил Михаэля на траву, но и сам при этом двигался не по траектории и потерял скорость. Перед связкой поворотов "Лесмо", в борьбу вмешался Ярно Трулли, который очень удачно стартовал и уже оказался на третьей позиции. Трулли стал обходить Монтойю по внутреннему радиусу и помешал тому атаковать Шумахера. Сам Трулли вскоре потерял скорость и сошел из-за проблем с гидравликой.

     Другой эпизод случился позади пелетона еще на стартовой прямой. У Джастина Вилсона не сработала коробка передач, и он медленно катился по прямой. В это же время, очень быстрый Алонсо, стартовавший последним, пытаясь обойти Джастина, наехал на колесо Йосу Ферстаппену и совершил небольшой полет. В итоге оба отправились в боксы на ремонт.

     Из других событий на старте можно отметить удачный старт Култхарда, которому удалось обойти Баттона и Жене, выбравшись на пятую позицию. Марк Жене пропустил еще и Паниса, но тут же отыграл себе позицию. Жак Вильнев ничего не потерял, и обошел Баттона, который напротив провалил старт. Позади хорошо стартовал Хайдфельд, отыграв три позиции. Новички Баумгартнер и Кьеза обходят Френтзена, но немец затем постепенно возвращает себе утраченное преимущество.

     Джастин Вилсон все же сходит с дистанции, машина не желает продолжать гонку. На прямой перед "Параболикой" происходит прокол колеса у да Матты. Машину крутит по трассе, и она замирает в гравии, обидный вылет, учитывая, что для мощных двигателей "Тойота" эта трасса очень удачная. Положение пилотов стабилизируется и не меняется до первых пит стопов.

     В течение нескольких кругов, почти все пилоты провели дозаправки. В результате никаких серьезных изменений не произошло. Михаэль Шумахер уступил лидерство в гонке Монтойе всего на один круг. Жак Вильнев обошел Паниса, выбравшись на седьмую позицию, а Хайдфельд отыграл у Веббера десятую.

     Фернандо Алонсо вновь преследуют неудачи, ошибившись на торможении, он срезает шикану "Роджа" и ломает аэродинамические элементы болида. У Дженсона Баттона постоянные проблемы с переключением передач, в результате он завершает гонку. Йос Ферстаппен заезжает в боксы два раза подряд, из-за утечки масла он также сходит с дистанции.

     Джанкарло Физикелла, стартовавший с пит лейн с полными баками, совершает свой единственный пит стоп. Алонсо второй раз посещает боксы, и вскоре начинается уже вторая волна дозаправок. Оливье Панис спустя четыре круга после второго пит стопа, снова направляется в боксы и выбывает из борьбы.

     Лидирующая группа совершает свои дозаправки. Михаэль Шумахер выезжает из боксов позади Марка Жене, но сам испанец тоже заезжает в боксы. Если бы он остался на трассе еще один круг, то мог бы оказаться лидером гонки. А так в статистике зафиксировано, что Михаэль не уступил лидерство никому.

     Никаких изменений не произошло после пит стопов. Концовка гонки проходит уже на редкость скучно. Никакой борьбы практически не происходит. Дэвид Култхард неожиданно сходит с дистанции на сорок шестом круге. Спустя несколько кругов сходит и Френтзен. На последних кругах Алонсо опережает Хайдфельда, тем самым, оставляя команду "Заубер" вовсе без очков в этой гонке.

     Михаэль Шумахер побеждает в гран-при, и увеличивать отрыв в чемпионате от пришедшего вторым Монтойи. Баррикелло вновь зарабатывает подиум, а у пришедшего четвертым Кими Райкконена, все меньше шансов остается бороться за чемпионский титул. Марк Жене финиширует пятым, и доказывает, что у "Вильямс" есть еще неплохие пилоты в запасе. Так же очки зарабатывают Вильнев, Веббер и Алонсо.

28 сентября. Индианаполис.
Автодром "Индианаполис Мотор Спидвей". Гран-при США.

     От гран-при США все болельщики ожидали или победы своих кумиров, или большего обострения борьбы перед последним этапом. Сама гонка выдалась слишком неоднозначной, и в результате произошло то, что практически решило исход чемпионата. Хрупкое равновесие рухнуло, и расстановка сил в чемпионате изменилась радикально в пользу одного из пилотов. Вернулись в строй Ральф Шумахер и Ральф Фирман, уже давно оправившиеся от своих аварий.

     Погода не радовала. Разве что тесты в пятницу прошли по сухой трассе, дальнейшие заезды проходили или после дождя на подсыхающей трассе, или легкий дождик начинался в середине заезда. Очень хорошие результаты показывал Ярно Трулли. Пока ведущие команды подбирали настройки, итальянский пилот выиграл практически все тестовые заезды, и показал лучшее время в первой квалификации. Везение закончилось утром в субботу, когда Ярно сильно разбил свой болид, и в результате неудачно выступил в основной квалификации.

     Неплохо по ходу заездов смотрелись Рубенс Баррикелло, Марк Веббер и Оливье Панис. претенденты на чемпионский титул, напротив оставались позади, или выискивая самые удачные настройки, или скрывая истинное состояние болидов. В основной квалификации лучший результат показал Кими Райкконен, которого потихоньку уже стали исключать из списка претендентов, из-за его неярких выступлений в последних гонках. За ним расположились Баррикелло и Панис. Хуан Пабло Монтойя квалифицировался лишь четвертым, впереди своего напарника, а Михаэль Шумахер седьмым, пропустив вперед еще и Фернандо Алонсо. При таком раскладе у Райкконена было очень много шансов выровнять свое положение в чемпионате, но все решилось иначе.

     Если исход гонки в дождевых условиях решило качество резины используемой командами, то результат старта зависел от расстановки пилотов на "грязной" и "чистой" стороне трассы. Траектория, проходящая по внешней стороне овала, так же позволяет более удачно входить в первый поворот трассы, при этом после всех предварительных заездов она более укатанная пилотами, чем внутренняя часть стартовой прямой, по которой пилоты движутся только в момент старта.

     Старт гонки прошел под тяжелыми многообещающими тучами, но по сухой трассе. Райкконен, Панис, Ральф и Михаэль Шумахеры, стартующие с нечетных позиций выстраиваются друг за другом при входе в первый поворот, а стартовавшие с четной стороны Баррикелло, Монтойя и Алонсо, довольствуются местами с пятого по седьмое. Жак Вильнев увязает в трафике и теряет четыре позиции, Ярно Трулли обходит да Матту, а позади пелетона в конце второго сектора сталкиваются Ферстаппен и Фирман, в результате чего, Ральфу приходится возвращаться в боксы для замены обтекателя, а Йос, также останавливается в боксах кругом спустя.

     Баррикелло пропускает вперед Култхарда и оказывается впереди Монтойи. Спустя круг при атаке на Рубенса, Хуан Пабло касается его заднего колеса и выбивает его с трассы, сам при этом теряет две позиции, пропустив обе "Рено". Попытка "Феррари" придержать конкурента не удалась, Монтойя тут же отыгрывает место у Трулли, и нагоняет Алонсо, в то время как Михаэль Шумахер вынужден держаться за более медленной "Тойота" Оливье Паниса.

     Над трассой начинается небольшой дождь. Почти сразу же, во второй раз, в боксы отправляется Фирман и "обувает" микст. Лидеры гонки Райкконен и Ральф Шумахер удерживают отрыв и не торопятся на смену резины. А вот некоторые решили рискнуть, Панис, Вильнев и Кьеза отправляются в боксы. Алонсо обходит Култхарда, но вскоре ошибается и пропускает и его, и Монтойю вперед. Позади, Френтзен пропускает пилотов "Ягуар". Михаэль не заезжает на пит лейн, и пропускает вперед Култхарда, Монтойю и Алонсо. Да Матта также отправляется в боксы менять резину, но дождь уже начинает заканчиваться.

     Спустя несколько кругов Фирман, Вильнев, Панис, Кьеза и да Матта, вынуждены снова заезжать в боксы на смену резины, и уже основательно отстают от остального пелетона. Монтойя и Алонсо обходят Култхарда, а Ральф Шумахер теряет вторую позицию, начиная серию плановых остановок в боксах.

     Спустя два круга в боксы направляются Монтойя, Култхард, Хайдфельд и Панис, которого, по всей видимости, не заправляли в предыдущие заезды. У Монтойи возникают проблемы с заправочной машиной, и Дэвид Култхард оказывается впереди него. Снова над трассой начинается дождь. Останавливаются Алонсо, Френтзен и лидер гонки Кими Райкконен, уступивший лидерство Михаэлю Шумахеру. Шумахер старший сам на следующем круге отправляется в боксы и выпускает в лидеры Марка Веббера, также в боксы отправляется Трулли. Несмотря на дождь, только Френтзену поставили дождевую резину, остальные вернулись в гонку на сликах.

     Физикелла совершает свой первый пит стоп, он один из немногих, чья тактика заездов в боксы удачно совпала с погодными изменениями. В то же самое время в боксы приезжает Фирман, и ему приходится проехать еще круг и снова заезжать на смену резины. И остальные неудачники первого дождя, снова меняют резину, совершая уже по третьему пит стопу. Михаэль Шумахер, Хайдфельд, Трулли и Райкконен снова отправляются в боксы, поскольку дождь не стихает, и трасса уже полностью мокрая. Баттон вылетает с трассы и тоже отправляется на смену резины.

     Лидирующий Веббер вылетает с трассы и разбивает машину, по той же причине Ральф Шумахер выбывает из гонки. Ставший было лидером Култхард, тоже вылетает, но возвращается на трассу, теряя места, Дэвид все еще едет на сликах, но едет очень медленно. Тем временем Монтойя получает наказание за вынос Баррикелло, и вместо пит стопа вынужден проехать по пит лейн, и еще один круг по мокрой трассе на сликах. По ходу этого круга он вылетает с трассы, а после смены резины выезжает из боксов одиннадцатым.

     Дженсон Баттон обходит Френтзена и выходит в лидеры гонки. Кими Райкконен идет на третьей позиции. Дэвид Култхард пропускает сначала Алонсо, а затем и Михаэля Шумахера, при этом, чуть не выбивая немца с трассы во время заноса. Михаэль прорываясь вперед, обходит Алонсо и Вилсона и постепенно приближается к Кими. Вилсон и Култхард едут по трассе на сликах и теряют по много мест. Оливье Панис совершает уже четвертый пит стоп, а спустя два круга разбивает машину.

     Михаэль Шумахер отбирает у Райкконена третью позицию, и начинает отрываться от него. Дождь начинает постепенно стихать, но трасса все еще слишком мокрая. Култхард вновь ошибается, вылетая с трассы, и отправляется в боксы. На трассу он возвращается двенадцатым, и по-прежнему на сликах. Боксы посещают Вилсон и да Матта, а Жак Вильнев тем временем обходит Ферстаппена и Култхарда.

     Михаэль выходит на второе место, опередив Френтзена. Трасса уже начинает подсыхать. Поскальзываются да Матта, Монтойя и Вилсон, при этом они не теряют своих мест. На пит стоп отправляется Алонсо и спустя несколько кругов Монтойя, для которого гонка уже практически ничего не решает, поскольку он отстает от лидера больше чем на круг.

     В первом повороте, Михаэль Шумахер отбирает у Баттона лидерство в гонке. Да Матта совершает пит стоп, превышая при этом скорость, и спустя несколько кругов вынужден отбывать штраф. У Дженсона Баттона сгорает двигатель, он уступает вторую позицию Френтзену, а на третью выходит Хайдфельд, поскольку Кими Райкконен в этот момент заезжает на пит стоп. Пятым становится Физикелла, и если бы не заминка с заправкой, возможно, он мог бы оставить эту позицию за собой, не пустив вперед Ярно Трулли. У Фернандо Алонсо сгорает двигатель, и он тоже выбывает из борьбы. Добирается до боксов и сходит Дэвид Култхард, его подвела коробка передач. Ошибается и разбивает машину Фирман. Два раза подряд заезжает в боксы Кьеза, ему в первый раз не залили необходимое количество топлива, что, впрочем, никак не влияет на его последнюю позицию в гонке.

     Михаэль Шумахер отправляется на пит стоп, меняя резину на слик. То же самое проделывает Френтзен, пролидировав один круг. Ник Хайдфельд, последним из всех, совершает пит стоп, при этом пропускает не только Френтзена, но и Райкконена. Последняя часть гонки проходит достаточно спокойно, после постоянного напряжения первой половины.

     Кими обгоняет Френтзена в первом повороте, но отстает от Михаэля уже на двадцать секунд. Трулли обходит Хайдфельда, отбирая у команды "Заубер" еще несколько очков. Не выдерживает двигатель "Хонда" и на машине Жака Вильнева, он сходит с трассы. Монтойя еще немного улучшает свое положение, обогнав на последних кругах Физикеллу.

     Михаэль Шумахер выигрывает гран-при, и получает огромный шанс на победу в чемпионате. Единственным конкурентом у него остается Кими Райкконен, который отстает от него на девять очков перед последним этапом чемпионата мира. Поклонники Михаэля уже практически празднуют шестой титул, поклонники Кими надеются на удачный исход гонки в Японии.

12 октября. Сузука. Автодром "Сузука Интернэшнл".
Гран-при Японии.

     Чемпионат практически уже завершен, остался всего один этап, но преимущество пятикратного чемпиона все еще не так велико как кажется. Преимущество в 9 очков становится ничем в случае, если Михаэль пусть и не вылетает с трассы, а просто не зарабатывает очков, а Кими, напротив побеждает в гонке. Ситуация не такая уж и несбыточная, учитывая, что Кими на вполне высоком уровне провел весь сезон, а вот у Михаэля постоянно что-то происходило не совсем так как нужно. При этом не стоило забывать, что борьба "Вильямс" за кубок конструкторов тоже требовала от Монтойи и Ральфа Шумахера активных действий на трассе.

     В самом начале гран-при произошло последнее в этом сезоне изменение в составе команд. Жак Вильнев принял решение не выступать больше за команду "БАР" и его заменил японский гонщик Такума Сато. Решение Жака было вызвано явным нежеланием Дэвида Ричардса с ним сотрудничать, и желанием компании "Хонда" видеть в команде своего пилота.

     По ходу свободных заездов и первой квалификации ничего нового не происходило. Вновь Ярно Трулли был быстрее всех и часто находился на первой строчке протокола. Михаэль Шумахер был стабилен, но немного уступал Монтойе и своему брату. "МакЛарены" выглядели не очень уверенно, но и не слишком отставали.

     Но все было сведено на нет пролившимся в субботней квалификации дождем. Мало того, что дождевых настроек отработано не было, поскольку все предыдущие заезды проходили по сухой трассе, так и дождь пошел в середине, позволив одним пилотам показать высокое время посуху, а другим, предоставив разделить между собой последние места под потоками воды.

     Результаты квалификации были во многом лотереей, чем были очень недовольны руководители команд. Больше всех повезло Рубенсу Баррикелло и Хуану Пабло Монтойе. Они показали не очень высокие результаты в пятницу, а в субботу успели проехать свои круги до того, как пошел дождь. В результате оба заняли первую линию старта. На втором ряду оказались обе "Тойота" Кристиано да Матты и Оливье Паниса. За ними расположились Алонсо, Веббер, Култхард, и лишь восьмым Кими Райкконен. При этом Михаэль Шумахер квалифицировался на 14-м месте, что предоставляло молодому финну неплохие шансы на благоприятный ему исход гонки. Ральф Шумахер и Ярно Трулли вообще не показали никакого времени и заняли последние места на стартовом поле.

     Гонка была полна драматизма. Напряжение все возрастало, к середине гонки казалось, что "чудо" в виде победы Райкконена практически уже свершилось, но чудес, как известно не бывает.

     На старте каждый пилот решал свои задачи, при этом серьезных инцидентов не произошло, но многие поменяли свои позиции по ходу первого круга. Ферстаппен после установочного круга решил стартовать из боксов, и освободил тем самым место для стартового рывка Трулли и Ральфа Шумахера, стартующих с последнего ряда. Борьбу за лидерство выиграл Монтойя, опередив Рубенса Баррикелло по ходу первого круга. Алонсо обходит Паниса и да Матту, выбираясь на третье место. Панис при этом пропускает вперед еще и оба "МакЛарен", а стартующий за ним Веббер теряет сразу три позиции. Удачно стартовал Такума Сато, опередивший Френтзена и Хайдфельда. Позади очень резво стартуют оказавшиеся "не в своей тарелке" позади пелетона братья Шумахеры и Ярно Трули.

     Сато продолжает удивлять, обогнав Вилсона и выбираясь на десятое место. Ральф Шумахер ошибается и вновь оказывается на предпоследнем месте. Култхард пропускает Райкконена вперед, других изменений в первой восьмерке не наблюдается, зато позади, кипит нешуточная борьба. Подгоняемый домашними трибунами Сато прорывается вперед, опережая Веббера, Михаэль Шумахер преследует японца, также поднимаясь, все выше, позади Ральф Шумахер снова начинает отыгрывать позиции.

     Но интрига гонки закручивается сильнее. Неуступчивый Сато, подрезает Михаэля перед поворотом "Казино", и Шумахер натыкается на заднее колесо японца, ломая передний спойлер. Вынужденный пит стоп, отбрасывает его на последнее место, позади Ферстаппена. Ральф Шумахер в том же повороте, в котором по ходу гонки и происходили самые интересные события, не без контакта проходит Френтзена. В это время лидер гонки, Хуан Пабло Монтойя останавливается в боксах и сходит с дистанции. Френтзен тоже из боксов уже не выезжает.

     В лидеры выходит Баррикелло, за ним следуют Алонсо, да Матта, Райкконен, Култхард и Панис. Тем временем Вилсон, первым заезжает на плановый пит стоп. На следующем круге туда же отправляются да Матта, Веббер, Панис и Трулли, а еще спустя круг сразу трое из лидирующей группы: Баррикелло, Алонсо и Култхард. Лидером гонки на один круг становится Кими Райкконен. Когда же он заезжает в боксы, в лидеры выходит Дженсон Баттон, а на втором месте идет другая "БАР" под управлением Такумы Сато.

     Последним из всех, свой первый пит стоп, совершает Баттон, откатываясь на шестую позицию, а в лидеры вновь возвращается Баррикелло. У Алонсо сгорает двигатель, он выбывает из борьбы, и на второе и третье места выходят Култхард и Райкконен. Кими отстает от лидирующего Баррикелло на 20 секунд, при этом Михаэль Шумахер идет на 12-м месте, увязая в трафике.

     Отрыв Баррикелло постепенно увеличивается. Вилсон и Вебер совершают свои вторые дозаправки, выпуская Михаэля Шумахера на десятое место, позади его брата. Братья вскоре совершают синхронный пит стоп, и оба теряют по два места. Так же пит стопы совершают Панис и да Матта. На 26-м круге гонки в боксы отправляются лидеры Баррикелло и Култхард. Рубенс выезжает на трассу впереди Райкконена на восемь с небольшим секунд и остается лидером гонки. Дэвид теряет три позиции.

     Ральф и Михаэль Шумахеры по очереди обходят Оливье Паниса. В боксах останавливаются Трулли и Сато, а затем Баттон, Хайдфельд и Райкконен, Кими вновь становится третьим позади своего напарника, и проигрывает лидеру почти сорок секунд. У Физикеллы в баках закончилось топливо, и он сходит с трассы.

     Событий на трассе практически нет, изменения позиций происходят во время пит стопов. Пилоты "Ягуар" совершают свои последние дозаправки. Михаэль Шумахер, на этот раз раньше своего брата отправляется в боксы и теряет на этом четыре позиции. Кругом спустя, Ральф пропускает пятерых, включая и своего брата.

     Баррикелло отправляется в боксы и вновь выпускает в лидеры Култхарда, но только на один круг, шотландец в свою очередь отправляется в боксы. Кими использовал тактику с двумя дозаправками, и она принесла ему лишь второе место.

     Кристиано да Матта, Михаэль и Ральф Шумахеры пытаются почти одновременно войти в поворот. Пилот "Тойота" тормозит на траектории, чем вызывает резкое торможение Михаэля, при торможении старший Шумахер смещается на траекторию и практически подставляется Ральфу. Ральф ломает передний спойлер о колесо брата и отправляется в боксы. Михаэль сильно повредил резину, что вызывает сильную вибрацию, но он остается на трассе, чтобы наверняка обезопасить свой уже практически завоеванный шестой титул. Ральф отыграл позицию у Вилсона, и это был последний обгон чемпионата. Больше уже никто ничего не предпринимал.

     Рубенс Баррикелло принес "Феррари" чемпионский кубок, Михаэль набрал-таки одно очко и ликвидировал сомнения в своем личном чемпионстве в этом сезоне. А остальным осталось только анализировать свои ошибки и причины неудач.

     

     Чемпионат завершен, но все-таки он не был так скучен, хотя и продолжилась победная серия Михаэля Шумахера. На этот раз не было столь явного преимущества пилотов "Феррари". На этот раз сразу три команды показали, что способны серьезно бороться в каждой гонке. На этот раз многие молодые пилоты показали свои лучшие гонки в карьере.

     

Алексей Мокичев /ARC/

Друзья:

Здесь всё о Формуле-1!
Rambler's Top100 TopAuto.ru - рейтинг автомобильных ресурсов
AutoClick.ru 120x60
AutoClick.RU
AutoClick.ru 468x60
AutoClick.RU
AutoClick.ru 120x60
AutoClick.RU